Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Адаптация ребенка к детскому саду
 

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

 

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем: 

  1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок. 
  2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда. 
  3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. 
  4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. 
  5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. 
  6. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку. 
  7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день. 
  8. Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша. 
  9. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. 
  10. Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.  


Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли. 

Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.

 

 

Мероприятия,

рекомендуемые для подготовки детей

к поступлению в детское учреждение и организации

периода адаптации

МЕРОПРИЯТИЕ

В СЕМЬЕ

В ДЕТСКОМ САДУ

Ведение адаптации

  • Поступление детей в соответствии с графиком приема детей;
  • Укороченное время пребывания в детском саду;
  • Соблюдение рекомендаций по адаптации

 

  • Ведение адаптационных листов

Режим

  • По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду
  • Соблюдение гибкого режима

Питание

  • Сбалансированное и рациональное питание;
  • Привитие навыков самостоятельности
  • Привитие навыков самостоятельного приема пищи;
  • При отказе от питания не кормить насильно

Гимнастика и массаж

  • По возрасту;
  • Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики
  • Занятия, соответствующие возрасту

Закаливание

  • Закаливание по любой методике
  • Закаливание по щадящей схеме в учреждении

Воспитательное воздействие

  • Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя
  • На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия

Профилактические прививки

  • По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад
  • По окончании адаптационного периода

Профилактика фоновых состояний

  • По рекомендации врача
  • По рекомендации врача

Диспансеризация

  • Прохождение диспансеризации 1 раз в год
  • Выполнение назначений и рекомендаций врачей-специалистов

Анализы и оформление медицинской карты

  • Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу
  • По плану врача

 

 

 

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

СИМПТОМАТИКА АДАПТАЦИИ

Легкая

  • Поведение - нормализуется в течение 1 недели;
  • Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается;
  • Сон - восстанавливается в течение 2 недель;
  • Адаптация проходит в течение 1 месяца;
  • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Средняя

  • Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое;
  • Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев;
  • Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней;
  • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая

  • Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен;
  • Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно);
  • Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна;
  • Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней;
  • Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет;
  • Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.

 

 

 

 

Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни

Линия развития

Показатели

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие

  • Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Общие движения

  • Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см.

Игра

  • В игре действует взаимосвязано, последовательно выполняет 2-3 действия.

Активная речь

  • Строит предложения из трех и более слов.

Навыки

  • Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
  • Самостоятельно использует горшок по напоминанию взрослого.

3 года

Сенсорное развитие

  • Называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Общие движения

  • Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.

Игра

  • В игре исполняет роль.

Активная речь

  • Употребляет сложные предложения.

Навыки

  • Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.